Горчханова Юлия Геннадьевна
музыкальный руководитель
Развитие музыкальных способностей, мышления, воображения у детей дошкольного возраста.
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Но дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Это в большей степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.
В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой.
Виды музыкальной деятельности детей это: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация. Музыкальный репертуар программы « От рождения до школы» включает в себя, прежде всего классическую музыку разных эпох, фольклор и современную музыку. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены, в основном, тембровый, динамический, звуковысотный и чувство темпа, как компонент чувства музыкального ритма.
В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непроизвольное, непосредственное запоминание; опознающая музыкальная память. Дети 3- го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде и персонаже она « рассказывает». Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению.
В детском саду слушание музыки предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: « Какие чувства передаёт музыка?», « О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?»
У детей старшего возраста восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления воображения. Их отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на неё.
У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания, внемузыкальные образы и ассоциации.
Для развития воображения детей необходимо поддерживать желание детей передавать настроение музыки, её образы в рисунке. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто сопутствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сильные краски – весёлому, радостному характеру музыки.
Дети третьего года жизни подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью взрослого поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто ещё недостаточно хорошо их произносят.
Одним из условий педагогической работы является развитие у детей в процессе певческого развития не только вокальные, но и музыкальные, и актерские способности, а также развивать исполнительские способности. Поэтому надо чаще инсценировать знакомые, хорошо разученные песни. При инсценировании развиваются не только исполнительские способности детей, но и воображение.
Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Она развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.
В занятиях с детьми третьего года жизни надо начинать использовать сюжетно – ролевые игры, где малыши изображают кого – либо ( зайчиков, птичек и т. п.)
В игре солистом может быть не только воспитатель ( «мама – зайка», или «мишка»), но и ребёнок.
Старшие дети участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как к показу, так и самостоятельно. Для этого надо развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику её образов; а также желание воспроизводить изобразительные движения ( жалею зайчика; качаю куклу; глажу котенка; цветок растёт, расцветает, увядает и т. д.). Дети старшего возраста воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (например: «Игра в снежки»), используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц; отражают определённое настроение («Обидели» и т. п.). Взрослым следует вовлекать ребят в музыкально – двигательное творчество. Очень важно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их сделать что – то по – своему.
Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям большую радость, а подбор мелодии по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество.
Задачей музыкальной игры – драматизации является развить у ребят ролевые действия, умение принимать воображаемую ситуацию. Для этого необходимо создавать условия для появления и развития детского музыкально – двигательного и речевого ( интонационного) творчества в игре – драматизации; научить детей выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа.
Развивать на этой основе их творческое воображение и музыкальное мышление. Способствовать становлению музыкально – двигательной импровизации в сюжетных этюдах. Этот вид музыкальной деятельности не только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции личности. Многие дети, так называемые « зажатые» неожиданно свободно именно в нём себя проявляют. Это, по- видимому, объясняется тесной связью игры – драматизации с игрой и ролью как средством психологической защиты.
В старшем возрасте детям можно предложить более сложные по содержанию и большие по объёму игры – драматизации со многими разнохарактерными персонажами. В игры можно включать не только движение, но и слово, и пение, и игру на детских музыкальных инструментах.
Дети успешно справляются с ролью, с большой радостью «играют сказки», чувствуя себя настоящими артистами, и, что особенно важно, замечательно импровизируют, с большим желанием выполняют творческие задания. Также с удовольствием участвуют в играх – драматизациях, владеют ролевым взаимодействием с партнерами, находят индивидуальные характеристики образа и музыкально воплощают его. Таким образом, все виды музыкальной деятельности служат средствами развития детей, развития музыкальной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней, развитию мышления и воображения.
Они начинают чувствовать и осознавать характер, настроение музыкального произведения и выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретённые навыки и умения.
Материалы:
https://m.youtube.com/watch?v=q6FSs5rijI4